Храм в честь Преображения Господня
Храм Преображения Господня
Главный — в честь Преображения Господня (19 августа).
Правый придел — в честь святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца (22 мая/19 декабря).
Приставной престол — в честь Собора Нижегородских святых.
Престол пещерного храма — в честь святого преподобного Иоасафа, царевича Индийского (2 декабря).
Под спудом находятся мощи святого преподобного схимонаха Иоасафа Печерского, Нижегородского чудотворца, которые были обретены в результате оползня, разрушившего Печерский Вознесенский монастырь в конце XVI века.
На небольшой терраске, в полугоре высокого правого берега, на подходе к Нижнему Новгороду с волжского Понизовья высятся строения каменной Спасо-Преображенской церкви, отмечая первоначальное местоположение одного из древнейших нижегородских монастырей.
Печерская обитель была основана здесь в 1330-х годах выходцем из Киева монахом Дионисием, видным церковно-политическим деятелем Древней Руси XIV столетия, собеседником и сподвижником святителя Алексия, митрополита Московского, и преподобного Сергия, Радонежского чудотворца.
Но 18 июня 1597 года произошло несчастье: подземные родники глубоко подточили береговой грунт, и гора огромным массивом сползла в Волгу вместе со строениями монастыря и, как вспоминали очевидцы этого события, посреди реки поднялись «…бугры великие: суды, которые стояли под монастырем на воде, и те суды стали на берегу, на сухе, сажен двадцать от воды и болши… под горой храм Николая Чудотворца да преподобнаго Евфимия Суздалскаго чудотворца совсем сдвинуло…»
После этого Печерский монастырь пришлось возвести заново, уже на иной просторной береговой площадке, на версту ближе к городу, а рубленая церковь Николы так и осталась стоять пустующей на прежнем месте.
4 мая 1640 года в Печерском монастыре случился пожар, уничтоживший бревенчатую ограду и надвратный храм в честь святого Евфимия Суздальского. Тогда же монастырские власти решили отстроить святые ворота каменными, а временно из Старых Печер «…тот пустой храм перенесть в монастырь и поставить на святых воротех и освятить с новым антиминсом во имя преподобнаго Евфимия Суздальского».
Так и было сделано. Место же, где стоял в Старых Печерах Никольский храм, подсыпали землей и огородили, а по центру поставили памятный крест.
После того как основные здания Печерского монастыря к середине XVII столетия отстроили кирпичными, в Старых Печерах срубили новый Никольский храм, а земли возле него заселили двумя монастырскими слободками, в которых к 1686 году уже насчитывалось в одной 37, а в другой — 23 жилых двора крестьян, ставших основными поставщиками в монастырь, а затем и на торги Нижнего Новгорода овощей и прежде всего огурцов.
Рубленая церковь Старых Печер простояла до 1782 года, когда во время пожара слободы сгорела. Власти Печерского монастыря сразу же обратились в Синод, во-первых, за разрешением возвести на прежнем месте церковь уже каменную, а во-вторых, с просьбой хотя бы отчасти профинансировать работы. Разрешение на каменное строительство было получено, как и 500 рублей, положенных к выдаче из казны в подобных случаях.
Проект храма был составлен первым нижегородским губернским архитектором Яковом Ананьевичем Ананьиным в традиционных для того времени формах: со стройным пятиглавием над щипцовой восьмискатной кровлей, с просторной трапезной и шатровой колокольней над главным западным входом.
В 1785 году кирпичный храм был вчерне построен. Тогда же епископ Дамаскин (1783–1794) освятил в трапезной первый теплый придел в честь апостола Иоанна Богослова, а спустя пять лет — другой придел, в честь святителя Николая. Иконостас же и иконы главного престола выполнялись еще несколько лет.
13 июня 1798 года епископ Павел (1794–1798) освятил главный престол храма. К тому времени на колокольне церкви уже находилось шесть колоколов, в том числе «Большой» весом 54 пуда. Хотя кровли храма и трапезной оставались тесовыми, все главы (включая и главы приделов) были обиты белым железом, а кресты вызолочены.
Минувшие с того времени почти два века привнесли в образ церкви незначительные изменения, поэтому она остается одной из немногих, сохраняющих в основном свой изначальный облик и имеет большую ценность как памятник нижегородского храмового зодчества конца XVIII века. В XX столетии храм был действующим.
Нижегородские епархиальные ведомости
Печатный орган Нижегородской и Арзамасской епархии, издававшийся с 1864 по 1905 г. с периодичностью 2 раза в месяц (после него до 1918 г. издавался «Нижегородский церковно-общественный вестник»).
«Нижегородский церковно-общественный вестник»
№16 от 15 августа 1864 года